РЫБИНСКИЙ ТЕАТР КУКОЛ ПРИГЛАШАЕТ В ГОСТИ!

Рыбинский театр кукол: о планах на новый сезон рассказывает главный режиссёр театра

24 сентября Рыбинский театр кукол начнёт новый сезон. По сложившейся традиции — с премьеры. Юные зрители увидят спектакль «Царевна-лягушка», а спустя некоторое время, в середине октября, ещё две новые постановки — «Сказка про Жихарку» и «Гадкий утёнок». В этом году актёры готовят сюрприз и для взрослых зрителей — спектакль с рабочим названием «Вечерние звёзды».

В преддверии нового театрального года мы беседуем с главным режиссёром театра кукол Александром Быковым: о профессиональных амбициях, высшем пилотаже в актёрской профессии и о том, почему детям надо объяснять, где добро, а где зло.

— Александр Владимирович, последние мгновения перед началом любого события, как правило, самые напряжённые и волнующие. Хочется подсмотреть в щёлочку, заглянуть за кулисы. Приоткройте планы, расскажите, какие новые спектакли увидят зрители на сцене театра кукол?

— Раскрывать все секреты перед премьерой, наверное, неправильно. Но, если в общих чертах, то к началу сезона в театре готовы три новых спектакля. Это премьерный «Царевна-Лягушка», и постановки «Гадкий утёнок» и «Сказка про Жихарку», которые мы выпустили в самом конце прошлого сезона. Они ещё не знакомы зрителям. Кроме того, до конца года мы планируем капитально восстановить ещё два спектакля из прежнего репертуара. Мы рассчитываем, что в конце ноября сможем пригласить зрителей на трогательный марионеточный спектакль «Носорог и Жирафа», а Новый год будем встречать постановкой по русской народной сказке «Морозко».

— В театре после нескольких лет перерыва вновь готовят спектакль для взрослых. Чем рассчитываете удивить возрастных любителей кукол?

— Вы правы, у нас было несколько спектаклей для взрослых. Даже не спектаклей, а капуст-шоу, как я их называю. С 1992 года на сцене театра шли «Ищите женщину», «Теремок» , «Теремок-2», «Королевские забавы», потом были спектакли «Про Емелю» и «Шиш или как мужик с царём поссорился». Судьба и популярность у этих спектаклей были разными, не всегда они зависели от мастерства актёров — бывало, что отпечаток накладывала экономика, как в 90-е годы. Мы надеемся, что новый спектакль ожидает другая участь.
«Вечерние звёзды» — это рабочее название постановки, в которой заняты все артисты театра. Шоу будет состоять из множества различных концертных номеров с куклами и без кукол. Работа над спектаклем идёт большая, сложная. Ребятам приходится каждый день самостоятельно оттачивать свои номера, а свести их вместе нам ещё только предстоит.

— Почему спектакли для взрослых — редкие гости на афише Рыбинского театра кукол?

— Поставить спектакль для взрослых на провинциальной сцене — это высший пилотаж для театра. Мы ограничены малой численностью труппы, у нас всего десять актёров и они заняты в детских спектаклях. Большому театру проще выделить артистов для участия во «взрослой» постановке, поэтому там спектакли появляются регулярно. Это подготавливает интерес зрителя, воспитывает его — люди вносят посещение театра в свои планы наряду с драматическими спектаклями, операми, концертами. У нас не так.

— Как бы вы в одном предложении выразили разницу между юными и зрелыми зрителями?

— Перед детьми можно немножечко «недоиграть», а взрослого не обманешь — у него повышенные критерии оценивания спектакля.

— Если со взрослым спектаклем возникают такие сложности, может, и не стоит стараться?

— Ну как же не стоит? Одного спектакля «Шиш или как мужик с царём поссорился» в афише недостаточно, да и ставим мы его очень редко. Необходимость в премьере для взрослых назрела. Кроме того, сыграть в спектакле для взрослых — это мечта любого актёра-кукольника. Это новый виток его профессиональной судьбы, высший пилотаж актёрской профессии. Это другая степень ответственности, мастерства.
Одна из особенностей юных зрителей — короткая память. Дети часто не задумываются, что куклой за ширмой управляет человек. Профессия у нас публичная, и каждому актёру хочется быть узнаваемым. Участие во взрослой постановке компенсирует артистам недостаток персонального внимания со стороны зрителей. Определённая степень тщеславия присуща каждому актёру, это при нашей профессии нормально. Поэтому артисты готовятся к спектаклю с желанием, с удовольствием репетируют и готовятся к встрече со взрослым зрителем.

— Когда произойдёт эта встреча?

— По плану главный прогон спектакля назначен на 11 ноября.

— Вы сказали, что до нового года намерены вернуться к старым спектаклям. Наверняка и среди новых пьес много достойных внимания. Как происходит выбор постановки, которую позже увидят зрители?

— У нас есть художественный совет. В него, кроме руководителей театра, входят заведующий постановочной частью, главный администратор, заместитель директора по зрителю, актёры. Когда возникает ощущение, что пора наступить изменениям, мы собираемся и обсуждаем все возможные варианты, потом приходим к общему решению. В театре по-другому не получится — надо, чтобы все делали спектакль с желанием, чтобы у занятых в подготовке была внутренняя заинтересованность. Здесь волевое решение провести сложно.

— Каким критериям должна отвечать пьеса, чтобы у спектакля, поставленного по ней, был шанс попасть на сцену театра?

— В спектакле, и в театре в целом, главное — чтобы он будил чувства. Мысли об увиденном на сцене к театральному зрителю приходят позднее эмоций. Мораль через мысли воспитывают многие, а мы это делаем через переживания, сердце, эмоцию.
Специфика театра кукол такова, что у нас больше смеются, чем плачут. Драматурги считают, что детей надо больше развлекать. Но некоторые спектакли могут затрагивать чувства, «поскрести» душу. Наши «Гадкий утёнок», «Золотой цыплёнок», «Ленинградская легенда» — такие. Они учат детей сопереживанию, умению поставить себя на место другого, позволяют понять то, что словами передать трудно.
В произведения для детей авторы обязательно стараются заложить какую-то мораль. Я считаю, это правильно, поскольку взрослого человека мы можем погрузить в неопределенность, и он сам выберет для себя что правильно, допустимо, а что нет. А ребёнку надо показывать, где добро, а где зло: это — белое, а это — чёрное. Иначе он запутается, не поймёт. Сейчас, когда всё в обществе из чёрно-белого становится серым, нет этой прививки, и это страшно. А для ребёнка добро и зло должны быть чётко очерчены. По этому критерию мы отбираем спектакли, и этим, в основном, занимаемся на сцене.

________________________________________
В новом театральном сезоне Рыбинский театр кукол планирует продолжить сотрудничество с Департаментом образования Рыбинска. Третий год здесь осуществляют программу «Театр глазами детей». В рамках образовательного проекта коллектив театра разработал литературно-театральные уроки для учеников начальной школы и старшеклассников.
Младших детей артисты театра ознакомят с презентацией о творчестве и страницах жизни Ганса-Христиана Андерсена. В рамках проекта первоклассники увидят спектакль «Гадкий утёнок», ученики 2-4-х классов вместе с Каем и Гердой проживут спектакль «Снежная королева».

Для старших подготовлена программа «Через призму притч». Им предстоит увидеть философскую историю «Слон в темноте» по произведению Джалаладдина Руми, рассказывающую о непростых взаимоотношениях подростков.

Беседовала Надежда Лазарева
«РЫБИНСКИЙ ДНЕВНИК»